angle-left null Ильф и Петров – мэтры сатиры

 

 

Подборка книг к 120-летию со дня рождения Евгения Петрова (Е. П. Катаева, 1903-1942), русского писателя-сатирика и к 95-летию сатирического романа «Двенадцать стульев» (1928 год), написанного в соавторстве с Ильей Ильфом.


Ильф, А. И. Дом, милый дом... : как жили в Москве Ильф и Петров / А. Ильф. – М. : Ломоносовъ, 2013. – 222 с.

Книга Александры Ильф – дочери Ильи Ильфа — проводит читателя по всем московским адресам Ильфа и Петрова, знакомит с кругом их общения, рассказывает о семейном быте: как жили, кого приглашали в гости, какие разговоры велись в домашнем кругу. В книгу включено большое количество иллюстраций, в том числе семейные фотографии, сделанные самим Ильфом.

 

 

 

 

 


Ильф, И. А. Даешь Москву! Рассказы, очерки, фельетоны, отрывки из романов / И. Ильф, Е. Петров. – М. : Эксмо, 2010. – 554 с.

В книгу включены сочинения Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанные ими в Москве - и «в четыре руки», и поодиночке. Рассказы, очерки, фельетоны и отрывки из прославленных романов передают пеструю московскую жизнь 1920-х и первой половины 1930-х годов. Книга иллюстрирована фотографиями; более ста из них сделаны Ильфом, заядлым фотолюбителем.

 

 

 

 

 


Ильф, И. А. Двенадцать стульев. Золотой теленок / И. Ильф, Е. Петров. – Ростов н/Д : Ростовский университет, 1986. – 651 с.

Дилогия о похождениях обаятельного афериста Остапа Бендера вошла в золотой фонд русской литературы и стала вершиной творчества Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

В «Двенадцати стульях» Остап Бендер с Кисой ищет сокровища, а в «Золотом телёнке» придумывает коварный план по изыманию части состояния подпольного миллионера Корейко. Искромётный юмор и дерзкая сатира на реалии молодого Советского государства делают эту книгу не только литературным памятником, но и своеобразным историческим документом.

 

 

 

 


Ильф, И. А. Записные книжки / И. Ильф. – Смоленск : Русич, 1997. – 190 с.

Хлёсткие портреты и характеристики, каламбуры, афоризмы, смешные наблюдения. «Записные книжки» Ильи Ильфа, изданные после его смерти, единодушно оценены критикой и читателями как выдающееся литературное произведение. Многие записи давно уже разошлись на цитаты, и мы повторяем их, не всегда помня о первоисточнике.

 

 

 

 

 


 

Ильф, И. А. Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска ; 1001 день, или Новая Шахерезада : первая публикация в журнале «Чудак» 1928-1929 гг. / И. Ильф, Е. Петров. – М. : Ломоносовъ, 2010. – 180 с.

Знаменитые циклы Ф. Толстоевского впервые были опубликованы в журнале «Чудак» в 1928-1929 годах. Сейчас уже всем известно, что под озорным псевдонимом, отсылающим читателя сразу к двум классикам русской литературы - Льву Толстому и Федору Достоевскому, скрывались выдающиеся сатирики Илья Ильф и Евгений Петров. Настоящее издание проиллюстрировано репринтными копиями страниц первых публикаций в «Чудаке». Это книга для чтения – ведь все, что написано Ильфом и Петровым, по-прежнему смешно и с годами не теряет актуальности. И это книга для разглядывания – журнал «Чудак» иллюстрировался крупнейшими карикатуристами двадцатых годов прошлого века. Репринтные копии сделаны с авторских экземпляров Ильи Ильфа, сохраненных его дочерью Александрой Ильиничной Ильф. Она же написала к настоящему изданию вступительную статью.

 

 


Ильф, И. А. Одноэтажная Америка : очерки, рассказы / И. Ильф, Е. Петров. – М. : Эксмо, 2011. – 477 с.

Осенью 1935-го Ильф и Петров были командированы в Соединенные Штаты как корреспонденты газеты «Правда». Трудно сказать, чем именно руководствовалось высшее начальство, посылая сатириков в самую гущу капитализма. Скорее всего от них ждали злобной уничтожающей сатиры на страну «кока-колы», но получилась умная справедливая и доброжелательная книга... Путевые очерки «Одноэтажная Америка» - последнее произведение И. Ильфа и Е. Петрова, написанное ими в 1936 г. Писатели, проехав страну от Атлантики до Тихого океана и обратно, создали наполненный блестящим юмором образ Америки и американцев. Очерки были переведены на многие языки мира, но в Советской России опубликованы только через двадцать лет после их написания.

 

 

 

 


Катаев, В. П. Алмазный мой венец : роман, повести / Валентин Катаев. – М. : Эксмо, 2011. - 636 с.

Валентин Петрович Катаев – один из лучших русских прозаиков XX века, великолепный мастер художественной прозы, литературный язык которого свеж и выразителен. Основанный на реальных событиях, роман посвящён литературной жизни Москвы, Одессы, Харькова 1920-х годов. Необычный прием, созданный Катаевым, – тонкая, изящная «зашифрованность» действующих лиц – способствовал появлению нового своеобразного жанра мемуарной литературы. Целая вереница портретов известных советских писателей, поэтов, друзей писателя проходит перед читателем под «знаковыми» прозвищами-масками. Королевич – Сергей Есенин, птицелов – Эдуард Багрицкий, ключик – Юрий Олеша, синеглазый – Михаил Булгаков, мулат – Борис Пастернак, штабс-капитан – Михаил Зощенко, брат – Евгений Петров (Катаев), друг – Илья Ильф.

 

 


Одесса – Москва – Одесса. Юго-западный ветер в русской литературе / Сост. В. В. Калмыкова, В. Г. Перельмутер. – М. : Вече : Русский импульс, 2014. – 623 с.

В 1933 году Виктор Шкловский предсказывал, что зародившаяся в Одессе «южно-русская школа» заметно повлияет на дальнейшую судьбу русской литературы. Восемьдесят лет спустя составители книги «Одесса-Москва-Одесса...» – с помощью многочисленных прозаиков, поэтов, литературоведов, мемуаристов, вышедших из этой школы, – попытались проследить, – и показать, насколько полно и многообразно осуществилось в XX веке пророчество теоретика литературы.

 

 

 

 


Олеша, Ю. К. Ни дня без строчки / Юрий Олеша. – СПб. : Азбука : Азбука-Аттикус, 2021. – 348 с.

«Слова, слова, слова...» – так хотел назвать Олеша свою «повесть о самом себе», ведь слова, строчки, смыслы – самое дорогое для поэта. Он работал над ней в 1930-1950-е гг., в то время, когда обществу не были близки мысли писателя-интеллигента. Текст, задуманный Олешей как обрывки, «осколки» прожитого, был полностью опубликован под названием «Ни дня без строчки» в 1965 г. – уже после смерти автора. В этих фрагментах Олеша, чувствующий свою принадлежность сразу к двум эпохам, пишет через призму личных воспоминаний образ нового мира – с его революциями, войнами, техникой – и осмысляет свое место в нем. Эта книга – не дневники в привычном смысле этого слова, это обнажение мыслей, возникающих в сознании писателя, «попытка восстановить жизнь», увидеть образы, которые разворачиваются вокруг. В книгу вошли также автобиографические рассказы, воспоминания об И. Ильфе, А. Толстом, Э. Багрицком и статьи-размышления о К. Станиславском, В. Маяковском, Ч. Чаплине и Г. Уэллсе.

 

 


 

Петров, Е. П. Мой друг Ильф / Е. Петров. – М. : Текст, 2001. – 349 с.

Вероятно, история соавторства не знает другой такой творческой пары. Они были половинами единого целого. Дополняли один другого. У них был разный круг друзей и жены с несхожими характерами. Дети разного возраста. Разные вкусы и разные пристрастия. Почти. В издание вошли наброски и планы Евгения Петрова к книге о его друге и соавторе Илье Ильфе, откомментированные и дополненные строками из воспоминаний современников знаменитых соавторов. Книга снабжена большим количеством иллюстраций, в том числе уникальными фотографиями из архива дочери Ильи Ильфа - Александры Ильф. В приложении публикуются малоизвестные документы и воспоминания, проясняющие записи Петрова, и среди них – воспоминания жены Ильфа о его последних днях.

 

 

 


Сухих, И. Н. Русский канон : книги XX века / И. Сухих. – СПб. : Азбука-Аттикус, 2019. – 764 с.

«Русский канон» — итог «многим известной культурной игры» в составление списков «книг, которые должен прочесть каждый образованный человек, прежде чем умереть», «ста лучших романов», «двадцати великих поэтов» и т. д. Тридцать очерков представляют русскую литературу ХХ века поверх барьеров. Написанная в свободной манере, в виде эссе, книга адресована всем любителям русской словесности.