Культурно-досуговая деятельность

 
3
 
dostupnaia-sreda-1
 
5

layout set logo

Variant-reading

mir peterburga

gosuslugi1

State-services

gorod-plus

081

Digital-television

Safe-Petersburg

 2

 

 

 

 Extremism 

 

 

 

 

Пьеро потерялся

Третьяковская галерея продолжает показ своих сокровищ графического наследия. Выставка "Арлекины Серебряного века. К.А.Сомов, Н.Н.Сапунов, С.Ю.Судейкин" предлагает "арлекинаду" как общий знаменатель для таких разных художников, как Константин Сомов, Николай Сапунов и Сергей Судейкин. Метафора отсылает к пронизанной театральной магией атмосфере прошлого рубежа веков и начала ХХ века. Элита "зажигала" на костюмированных балах и маскарадах. На популярных при дворе балах "в русском стиле" наряжались стрельцами и девицами в кокошниках. "Персидский праздник" ставился у вице-консула, а живые картины из римской жизни - в кафешантане. "Боярские пиры" соперничали с куртуазными балами в стиле XVIII века. Купеческое сословие тоже не отставало. В 1908 году в Казани во время костюмированного бала в купеческом собрании публике представили "похоронную процессию" во главе с дьячком с фонарем - оказалось, это была постановка сцены "Похороны Конституции". На этом фоне образы Арлекина, Пьеро и Коломбины, которые полюбили символисты, выглядели скромными радостями артистической богемы. Они отсылали не столько к грубоватой итальянской народной комедии, сколько к рафинированной европейской культуре. Как ни странно, прежде всего французской. Именно во Франции еще с 1830-х, когда неорококо был выбран придворным стилем при дворе Луи Филиппа, "рокайльный" XVIII век не просто входит в моду, а начинает энергично осваиваться романтиками - от Теофиля Готье и Жюля Шанфлери до братьев Гонкур. Во многом благодаря им (и блистательному театру пантомимы Фюнамбюль) неуклюжий увалень и дуралей Пьеро, вечно извалянный в муке, второстепенный герой народных итальянских комедий, вдруг становится не просто популярным "белым клоуном", а тонким воплощением художника и поэта. Арлекин, предприимчивый нахал и удачливый любовник, получает на сцене своего антипода - робкого воздыхателя и возвышенного поэта Пьеро. Словом, комедия dell аrte пришла в русский Серебряный век во французской транскрипции. Параллели возникают даже там, где их вовсе не ждешь. Скажем, "Мистическое собрание" Сапунова естественно отсылает к блоковскому "Балаганчику", точнее, к знаменитой постановке Мейерхольда в театре Веры Комиссаржевской в 1906 году. Эта работа была настолько важна для художника, что декорации и костюмы к пьесе Сапунов рисовал бесплатно. Для этого спектакля написана и композиция, где печальный Пьеро, весь в белом, сидит на сцене перед судом мрачных черных фигур. Но каково же было мое удивление, когда в журнале "Собрание" за 2012 год случайно наткнулась на ксилографию "Суд над Пьеро" (1863) по одноименной картине Тома Кутюра. Композиция несколько иная, но Пьеро - в центре композиции, опять обвиняемый. И, кроме судьи, виден еще бойко выступающий юрист, у которого под плащом виднеется костюм Арлекина. Знал ли об этой работе Сапунов, другой вопрос. Читать далее...
Источник: RG.RU

 13вв 13гг

.